Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней и Протоколом 1997 года (МАРПОЛ 73/78)

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) была принята Международной морской организацией (ММО) в 1973 году в качестве ответа на растущий вклад морских перевозок в загрязнение окружающей среды.

После ряда морских катастроф с участием танкеров был принят Протокол 1978 года к конвенции, вносящий ряд изменений в первоначальный текст соглашения. Так как на момент принятия Протокола Конвенция еще не вступила в силу, тексты обоих документов были объединены. Из-за этого соглашение часто коротко называют МАРПОЛ 73/78.

Документ, вступивший в силу 2 октября 1983 года, содержал общие положения об обязательствах государств-участников по предотвращению загрязнения моря с судов, и пять приложений с правилами предотвращения загрязнения моря конкретными загрязняющими веществами:

  • нефтью;
  • вредными химическими веществами, перевозимыми наливом;
  • веществами, перевозимыми в упакованной форме;
  • сточными водами;
  • мусором.

В 1997 году был принят Протокол, дополняющий конвенцию Приложением VI «Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов». В данном приложении описаны меры по предотвращению загрязнения воздуха озоноразрушающими веществами (ОРВ), оксидами азота, оксидами серы и летучими органическими соединения, меры по проверке судов, процедура выдачи Международного сертификата предотвращения загрязнения воздуха. В 2011 году Комитет ММО по защите морской среды (МЕРС) принял Резолюцию, дополняющую Приложение VI правилами энергоэффективности для судов.

Протокол 1997 года (Приложение VI) вступил в силу 19 мая 2005 года. По состоянию на 4 августа 2021 года, сторонами Протокола являлись 100 стран (включая Российскую Федерацию), на долю которых приходится 96,65% от общей грузоподъемности мирового флота. Основной текст Конвенции (включающий Приложения I и II) ратифицировали 160 государств (98,86% от общего тоннажа мирового флота).

Требования МАРПОЛ в отношении озоноразрушающих веществ:

  1. Термин «озоноразрушающие вещества» относится к регулируемым веществам, определенные в пункте 4 статьи 1 Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года и указанные в Приложениях А, В, С или Е к этому Протоколу, которые находятся в силе во время применения или толкования положений Конвенции.
  2. Правило, касающееся контроля за выбросами озоноразрушающих веществ, не применяется к постоянно герметичному оборудованию, у которого нет соединений для зарядки хладагента или потенциально съемных компонентов, содержащих озоноразрушающие вещества.
  3. Запрещаются любые преднамеренные выбросы озоноразрушающих веществ. Преднамеренные выбросы включают выбросы, происходящие в ходе технического обслуживания, ухода, ремонта или удаления систем или оборудования, однако не включают минимальные выбросы, связанные с улавливанием или рециркуляцией озоноразрушающего вещества. Выбросы, являющиеся результатом утечек озоноразрушающего вещества, независимо от того, являются эти утечки преднамеренными или нет, могут регулироваться Сторонами.
  4. Установки, содержащие озоноразрушающие вещества, не являющиеся гидрохлорфторуглеродами, запрещаются на судах, построенных 19 мая 2005 года или после этой даты, а также на судах, построенных ранее, поставка оборудования на которые осуществляется 19 мая 2005 года или после этой даты. В случае отсутствия даты договорной поставки, учитывается дата фактической поставки.
  5. Установки, содержащие гидрохлорфторуглероды, запрещаются на судах, построенных 1 января 2020 года или после этой даты, а также на судах, построенных ранее, поставка оборудования на которые осуществляется 1 января 2020 года или после этой даты. В случае отсутствия даты договорной поставки, учитывается дата фактической поставки.
  6. При удалении с судов озоноразрушающие вещества и оборудование, их содержащее, доставляются на надлежащие приемные сооружения.
  7. На судах, валовой вместимостью 400 тонн и более, совершающих рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других Сторон, имеются перечень оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, и Журнал озоноразрушающих веществ.
  8. В Журнале озоноразрушающих веществ безотлагательно регистрируются (с указанием массы ОРВ в кг):
    • перезарядка, полная или частичная, оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества;
    • ремонт или техническое обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества;
    • выброс озоноразрушающих веществ в атмосферу (преднамеренный и непреднамеренный);
    • сброс озоноразрушающих веществ в находящиеся на суше приемные сооружения;
    • поставка озоноразрушающих веществ на судно.