Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней и Протоколом 1997 года (МАРПОЛ 73/78)
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) была принята Международной морской организацией (ММО) в 1973 году в качестве ответа на растущий вклад морских перевозок в загрязнение окружающей среды.
После ряда морских катастроф с участием танкеров был принят Протокол 1978 года к конвенции, вносящий ряд изменений в первоначальный текст соглашения. Так как на момент принятия Протокола Конвенция еще не вступила в силу, тексты обоих документов были объединены. Из-за этого соглашение часто коротко называют МАРПОЛ 73/78.
Документ, вступивший в силу 2 октября 1983 года, содержал общие положения об обязательствах государств-участников по предотвращению загрязнения моря с судов, и пять приложений с правилами предотвращения загрязнения моря конкретными загрязняющими веществами:
- нефтью;
- вредными химическими веществами, перевозимыми наливом;
- веществами, перевозимыми в упакованной форме;
- сточными водами;
- мусором.
В 1997 году был принят Протокол, дополняющий конвенцию Приложением VI «Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов». В данном приложении описаны меры по предотвращению загрязнения воздуха озоноразрушающими веществами (ОРВ), оксидами азота, оксидами серы и летучими органическими соединения, меры по проверке судов, процедура выдачи Международного сертификата предотвращения загрязнения воздуха. В 2011 году Комитет ММО по защите морской среды (МЕРС) принял Резолюцию, дополняющую Приложение VI правилами энергоэффективности для судов.
Протокол 1997 года (Приложение VI) вступил в силу 19 мая 2005 года. По состоянию на 4 августа 2021 года, сторонами Протокола являлись 100 стран (включая Российскую Федерацию), на долю которых приходится 96,65% от общей грузоподъемности мирового флота. Основной текст Конвенции (включающий Приложения I и II) ратифицировали 160 государств (98,86% от общего тоннажа мирового флота).
Требования МАРПОЛ в отношении озоноразрушающих веществ:
- Термин «озоноразрушающие вещества» относится к регулируемым веществам, определенные в пункте 4 статьи 1 Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года и указанные в Приложениях А, В, С или Е к этому Протоколу, которые находятся в силе во время применения или толкования положений Конвенции.
- Правило, касающееся контроля за выбросами озоноразрушающих веществ, не применяется к постоянно герметичному оборудованию, у которого нет соединений для зарядки хладагента или потенциально съемных компонентов, содержащих озоноразрушающие вещества.
- Запрещаются любые преднамеренные выбросы озоноразрушающих веществ. Преднамеренные выбросы включают выбросы, происходящие в ходе технического обслуживания, ухода, ремонта или удаления систем или оборудования, однако не включают минимальные выбросы, связанные с улавливанием или рециркуляцией озоноразрушающего вещества. Выбросы, являющиеся результатом утечек озоноразрушающего вещества, независимо от того, являются эти утечки преднамеренными или нет, могут регулироваться Сторонами.
- Установки, содержащие озоноразрушающие вещества, не являющиеся гидрохлорфторуглеродами, запрещаются на судах, построенных 19 мая 2005 года или после этой даты, а также на судах, построенных ранее, поставка оборудования на которые осуществляется 19 мая 2005 года или после этой даты. В случае отсутствия даты договорной поставки, учитывается дата фактической поставки.
- Установки, содержащие гидрохлорфторуглероды, запрещаются на судах, построенных 1 января 2020 года или после этой даты, а также на судах, построенных ранее, поставка оборудования на которые осуществляется 1 января 2020 года или после этой даты. В случае отсутствия даты договорной поставки, учитывается дата фактической поставки.
- При удалении с судов озоноразрушающие вещества и оборудование, их содержащее, доставляются на надлежащие приемные сооружения.
- На судах, валовой вместимостью 400 тонн и более, совершающих рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других Сторон, имеются перечень оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, и Журнал озоноразрушающих веществ.
- В Журнале озоноразрушающих веществ безотлагательно регистрируются (с указанием массы ОРВ в кг):
- перезарядка, полная или частичная, оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества;
- ремонт или техническое обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества;
- выброс озоноразрушающих веществ в атмосферу (преднамеренный и непреднамеренный);
- сброс озоноразрушающих веществ в находящиеся на суше приемные сооружения;
- поставка озоноразрушающих веществ на судно.