Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой

История Монреальского протокола

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, был подписан представителями 46 стран 16 сентября 1987 года.

Изначально документ предполагал замораживание производства пяти наиболее применяемых ХФУ и галонов на уровне 1986 года, а затем сокращение их производства на 20% к 199  году и на 30% — к 1998 году. Документ ограничивал экспорт и импорт озоноразрушающий веществ (ОРВ), а также предусматривал помощь развивающимся странам по переводу промышленности на озонобезопасные вещества и технологии.

Особое положение развивающихся стран оговаривается в Статье 5 Монреальского протокола. Данная статья предусматривает отсрочку выполнения требований протокола для стран, ежегодный расчетный уровень потребления веществ из списка А (5 наиболее распространенных ХФУ и галонов) в которых на момент присоединения к Протоколу или в любой последующий период до 1 января 1999 года не превышал 0,3 кг на душу населения.

Первоначально Монреальский протокол предусматривал только сокращение, но не полное прекращение производства ОРВ. Тем самым промышленности предоставлялось время на разработку и внедрение технически и экономически приемлемых альтернатив (ТЭПА).

Позднее поправки и корректировки к протоколу расширили перечень контролируемых веществ, сроки прекращения их производства и потребления, а также меры по ограничению экспортно-импортных и других операций.

По состоянию на сентябрь 2021 года первоначальный текст Монреальского протокола ратифицирован 198 сторонами (всеми государствами-членами ООН, а также Ниуэ, островами Кука, Государством Палестина, Папским престолом и Европейским Союзом).

Российская Федерация, как правопреемница СССР, подписавшего протокол 29 декабря 1987 года и ратифицировавшего 10 ноября 1988 года, является Стороной Монреальского протокола с 31 декабря 1991 года.

Некоторые положения Монреальского протокола

Статья 2 изначально устанавливала график поэтапного сокращения производства и потребления регулируемых веществ. После принятия поправок – описывает меры регулирования производства и потребления регулируемых веществ. Графики для различных групп веществ содержатся в статьях 2А, 2B, 2C, 2D, 2E, 2F, 2G, 2H, 2I и 2J.

Статья 3 определяет порядок расчета регулируемых уровней производства и потребления.

Статья 4 описывает меры контролирования торговли регулируемыми веществами, которые должны стимулировать страны присоединяться к Монреальскому протоколу и предотвращать передачу технологий для производства или использования контролируемых веществ странам, не являющимся Сторонами Монреальского протокола.

Статья 5 предоставляет развивающимся странам право на отсрочку мер регулирования.

Статья 6 предписывает не реже одного раза в 4 года проводить оценку мер регулирования на основе самой свежей научной, экологической, технической и экономической информации.

Статья 7 предусматривает ежегодное представление статистических данных о производстве, импорте и экспорте каждого из регулируемых веществ в Озоновый секретариат.

Статья 8 вводит процедуры и организационный механизм определения факта несоблюдения положений Монреальского протокола.

Статья 9 предусматривает обмен информацией между Сторонами.

Статья 10 описывает механизм обеспечения финансового и технического сотрудничества, включая передачу технологий Сторонам 5 Статьи.

Данный механизм включает формы многостороннего, регионального и двустороннего сотрудничества, а также Многосторонний фонд для осуществления Монреальского протокола. Из средств МФМП покрываются «согласованные дополнительные расходы», которые развивающиеся страны, действующие в рамках пункта 1 статьи 5, несут в связи с соблюдением мер регулирования, предусмотренных Монреальским протоколом.