Сокращение ГФУ. Стимулирующие и сдерживающие меры
На декабрьском заседании Американского геофизического союза гляциологи сообщили, что уже в ближайшие пять – десять лет ледник Туэйтса может полностью разрушиться. Его называют ледником Судного дня не для красного словца. По площади он сопоставим с Кировской или Оренбургской областью, а содержащейся в нем в замороженном виде воды достаточно, чтобы на полметра повысить уровень моря во всем мире, хотя пока что его доля в мировом повышении составляет всего 4 процента. При этом ледник Туэйтса не единственный антарктический ледник. На континенте есть и другие крупные ледники, которые отступают, истончаются и тают по мере роста температуры Южного океана. Пока что ледник Туэйтса сдерживает их таяние. Но как только он исчезнет, начнут быстрее исчезать и они, что в результате приведет к исчезновению Антарктического ледяного щита и разрушительному повышению уровня Мирового океана на несколько метров. При таком развитии событий со временем пострадает каждый прибрежный город, население и экономики всех стран планеты, и это действительно можно будет назвать концом света.
С другой стороны, лучше предотвратить, чем устранять последствия. Размер убытков, которые принесет этот сценарий, неизвестен, но последствия событий лета 2021 года в Европе позволяют понять, насколько они будут велики.
Ключевые задачи холодильного сектора
Защита климата от изменения — задача каждого сектора экономики. Для холодильного сектора это означает необходимость повышать энергоэффективность оборудования и снижать прямые выбросы хладагентов.
Повысить энергоэффективность можно путем перехода на возобновляемые источники энергии. Чтобы сократить прямые выбросы, необходимо отказаться от хладагентов с высоким и средним ПГП, существенно сократить их количество и перейти на хладагенты с нулевым или близким к нему ПГП.
Рост выбросов ГФУ
Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу и европейский Регламент по Ф-газам помогли значительно сократить выбросы, однако эффективность предусмотренных этими документами мер зависит от эффективности инструментов, используемых для их реализации. Несмотря на информирование о воздействии хладагентов на климат, необходимость снижать его и предпринятые на сегодняшний день усилия, в некоторых странах (например, Италии и Японии) выбросы ГФУ лишь растут. По данным Европейского агентства по окружающей среде, в 2020 году в странах Европы потребление этих хладагентов выросло на 7 процентов по сравнению с предыдущим годом, следовательно, на ту же величину вырос оборот, хотя тенденция должна быть обратной.
Ускорение перехода
Оба документа — Регламент по Ф-газам в странах Европы и Кигалийская поправка в странах-подписантах — устанавливают графики сокращения потребления ГФУ. Согласно поправке, сокращение либо уже началось в одних странах, либо начнется в 2024 или 2028 году в других. Возникает законный вопрос: почему бы не начать раньше и не действовать более активно, если это возможно? На одном из внепрограммных мероприятий 26-й конференции ООН по изменению климата, организованном европейской инициативой устойчивой генерации холода Green Cooling Initiative, Ирен Папст из независимой консалтинговой фирмы HEAT GmbH заявила, что «начало сокращения ГФУ с опережением графиков положительно скажется на окружающей среде и, возможно, экономике». По ее словам, отказ от ГФУ с опережением графика несет положительные результаты, и вот основные из них:
- Становится возможным сразу переходить на новые хладагенты без временных решений.
- На рынке не образуются запасы ГФУ и содержащего их оборудования.
- Становится возможным использовать положительный эффект синергии в области энергетической политики.
- В секторах, для которых уже сегодня предлагаются альтернативные решения, становится возможным высвободить запасы ГФУ для других секторов, где таких решений еще нет.
Меры поддержки сокращения ГФУ
Без соответствующих политических и рыночных инструментов сокращение ГФУ не будет ни эффективным, ни быстрым. На упомянутом мероприятии проанализировали доступные инструменты, способствующие сокращению ГФУ, и выделили стимулирующие и сдерживающие меры, которые, однако могут оказаться неэффективными, если не будет обеспечено следующее:
- готовность квалифицированного персонала работать с альтернативными хладагентами, которые приходят на смену ГФУ, и умение извлекать отработавшие хладагенты во избежание их попадания в атмосферу;
- наличие механизмов сертификации и аттестации технических специалистов, занимающихся эксплуатацией холодильного оборудования;
- внедрение необходимых технических стандартов и норм безопасности, которые служат руководством к действию и учитывают развитие технологий, что особенно важно в случае горючих хладагентов.
Эти условия можно дополнить еще двумя:
- введение в действие согласованной системы сбора хладагентов как основы экономики замкнутого цикла, поскольку обучения технических специалистов процедурам сбора недостаточно, если отсутствует место накопления и сбора хладагентов, а стоимость их утилизации и бюрократическое бремя чрезмерны;
- внедрение полноценных средств контроля, которые гарантированно обеспечивают реализацию выбранных мер, препятствуя формированию и расширению черных рынков и выявляя эффективные факторы сдерживания нелегальной торговли.
К числу стимулирующих мер относят те из них, которые благоприятствуют внедрению альтернативных хладагентов:
- налоговые льготы на импорт альтернативных хладагентов, в частности, природных, отличающихся низкой стоимостью обслуживания и переработки;
- стимулирование перехода на оборудование с альтернативными хладагентами, в частности, отличающееся высокой энергоэффективностью;
- стратегия экологичных государственных закупок Green Public Procurement для решений, в которых используются альтернативные хладагенты;
- рыночные механизмы, аналогичные предусмотренным статьей 6 Парижского соглашения и применимые к ГФУ (например, утилизация устаревшего оборудования, переход на новые эффективные решения и хладагенты с минимальным воздействием на окружающую среду, соблюдение установленных процедур сбора отработавших хладагентов и т. д.).
Сдерживающие меры, напротив, препятствуют использованию ГФУ:
- запрет использования определенных хладагентов в сферах, для которых имеются альтернативные хладагенты;
- ограничение количества ГФУ, размещаемых на рынке (система квот);
- налог на импорт ГФУ в баллонах и оборудовании;
- налог на переработку отработавшего хладагента;
- возврат налога за сбор ГФУ из оборудования;
- обязательный учет операций с оборудованием, содержащим ГФУ;
- обязанность обеспечивать герметичность оборудования и не допускать превышения установленных лимитов на утечки;
- соглашения с государственными и частными банками об ограничении финансирования оборудования, содержащего ГФУ.
Универсального решения нет
Выбор зависит от ситуации в конкретной стране, объясняет Папст: «Для каждой ситуации свое решение».
В странах, где производят хладагенты, меры должны способствовать переоснащению производства, а в странах-импортерах — обеспечивать переход на решения с низким ПГП. Что касается стран – производителей оборудования, то помимо стимулирования производства решений с низким ПГП необходимо стремиться к созданию рынка таких решений и можно начать, например, с реализации стратегии экологичных государственных закупок и активной поддержки перехода на решения с низким ПГП.
Независимо от выбранного подхода, меры должны показать рынку направление развития, чтобы его представители осознали долгосрочные последствия сегодняшнего выбора, узнали о доступных альтернативах и их преимуществах, а также поняли суть предлагаемых мер и приняли участие в их реализации.
Стимулирующие и сдерживающие меры в разных странах
Норвегия: налог на ГФУ
В стране применяется налог на импорт и собственное производство многих ГФУ и ПФУ. Налоговая ставка зависит от значения ПГП и в 2021 году составляла 6 евроцентов за килограмм в CO2-эквиваленте.
- Налогом облагаются импорт и производство чистых газов в баллонах и оборудовании, а также импорт смесевых ГФУ и ПФУ.
- Налог не применяется на рециклированные ГФУ и ПФУ.
- При повторном рециклировании или уничтожении ГФУ или ПФУ осуществляется возврат налога.
Дания: сокращение выбросов
С 2001 года в стране применяются налоги на ГФУ, величина которых также зависит от ПГП. Действующие налоги повысились с 1 июля 2021 года и не подлежат пересмотру как минимум в течение 2022 года.
Франция: налог на ГФУ и стимулирование перехода на альтернативные решения
В стране применяются стимулирующие и сдерживающие меры. С 1 января 2021 года вступил в силу закон со следующими положениями.
- С 2023 года вводится налог на ГФУ в баллонах и оборудовании, импортированные или произведенные в стране. Налогом не облагаются рециклированные и восстановленные хладагенты, вновь поступающие на рынок. Налог уплачивается первым поставщиком хладагента. Применяется прогрессивная ставка, величина которой определяется следующим образом:
1. 2023: 15 евро/т CO2-экв.,
2. 2024: 18 евро/т CO2-экв.,
3. 2025: 22 евро/т CO2-экв.,
4. 2026: 26 евро/т CO2-экв.,
5. 2027: 30 евро/т CO2-экв.
Регулярное повышение налоговой ставки призвано стимулировать переход на более экологичные технологии и системы.
- С 1 января 2019 года по 2023 год действуют налоговые льготы для бизнеса, который закупает холодильное, климатическое оборудование и тепловые насосы без ГФУ. Налоговая база может быть уменьшена на 40 процентов стоимости такого оборудования. Проекты в области энергоэффективности финансируются через систему энергетической сертификации, а также в рамках более масштабных проектов энергетического менеджмента, поэтому холодильное оборудование может быть модернизировано за их счет. Меры повышения энергоэффективности оборудования включают, например, использование электронных клапанов, систем регулирования, давления, рекуперации тепла.
ЕС: ограничения на рынке и запрет на использование
Регламент по Ф-газам был принят для сокращения потребления ГФУ и предусматривает согласованные сдерживающие меры:
- систему квот, позволяющую каждому производителю и импортеру в течение года поставлять на рынок определенное количество ГФУ в баллонах и оборудовании;
- систему запретов на использование ГФУ в разных сферах, которые вступают в силу согласно графику. Так, с 1 января 2022 года запрещено использовать ГФУ с ПГП выше 150 в коммерческом холодильном и морозильном оборудовании, например, витринах для продуктов и бутылочных напитков и т. д. и централизованных холодильных системах мощностью более 40 кВт.
Примечание: по состоянию на январь 2022 регламент проходит процедуру пересмотра, и информация о новых положениях отсутствует.
Германия: стимулирование использования природных хладагентов
В рамках национальной программы по защите климата в стране поощряется установка или модернизация стационарного коммерческого холодильного оборудования или тепловых насосов, а с 2020 года автомобильных кондиционеров:
- с не содержащими галогены хладагентами;
- высокими показателями энергоэффективности.
Такое оборудование подлежит энергетическому мониторингу в течение 5 лет, а повышение энергоэффективности обеспечивается такими технологиями или компонентами, как двери и крышки, светодиодные лампы, системы автоматического размораживания, регуляторы производительности, технологии рекуперации тепла, использование возобновляемых источников энергии и т. д.
Австрия: стимулирование повышения энергоэффективности и перехода на природные хладагенты
В стране предусмотрено государственное финансирование закупки энергоэффективного автономного коммерческого холодильного оборудования из перечня, опубликованного на сайте www.topprodukte.at, или удовлетворяющего установленным государством критериям. Сумма единовременно выплачиваемого гранта зависит от типа устройства и не может превышать 30 процентов затрат на приобретение, при этом первоначальные затраты на подачу заявки не могут быть меньше двух тысяч евро. Средства предоставляются коммерческим организациям, предпринимателям, объединениям и институтам.
Польша: база данных Ф-газов
В соответствии с требованиями Регламента по Ф-газам к сокращению утечек, для операторов оборудования был организован централизованный реестр, в котором ведется электронный учет всех операций с оборудованием, содержащим Ф-газы в количестве более 5 тонн в СО2-экв. (включая ОРВ). В число регистрируемых данных входит информация об установке, демонтаже, техническом обслуживании, ремонте оборудования, а также объемах утечек и собранного хладагента.
Италия: база данных Ф-газов
С 25 сентября 2019 года в стране действует база данных Ф-газов, аналогичная польской. В соответствии с Регламентом, в течение 30 дней в нее в электронном виде вносят информацию о продажах Ф-газов, содержащего их оборудования, объеме утечек, а также об установке, демонтаже, техническом и сервисном обслуживании, ремонте оборудования. Регистрации подлежат операции, выполняемые техническими специалистами, на любом оборудовании, содержащем любое количество Ф-газов:
- холодильном и климатическом оборудовании,
- стационарном оборудовании с тепловыми насосами,
- системах пожаротушения,
- холодильном оборудовании грузовых автомобилей,
- электрических выключателях.
Сейшельские острова: поэтапный отказ
С февраля 2021 года на территории страны в отношении хладагентов с ПГП выше 100 применяются две меры. Помимо графика сокращения импорта этих хладагентов в баллонах и оборудовании, применяется особый налог, ставка которого находится в прямой зависимости от величины ПГП, а разрешенный к ввозу объем в обратной.
Таиланд: содействие в конверсии производства
При поддержке таких зарубежных фондов, как программа GIZ Proklima, в стране успешно реализуется негосударственный международный проект RAC NAMA, стимулирующий отказ от ГФУ. В рамках проекта предоставляется техническая и финансовая поддержка для перевода производства на природные хладагенты и передачи соответствующих компетенций. Проект затрагивает автономное коммерческое холодильное оборудование, сплит-системы и мини-чиллеры.