Эксперт прокомментировал слова Матвиенко о дефиците рефрижераторов для перевозки рыбы
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече руководства палаты регионов с председателем Кабмина Михаилом Мишустиным и членами правительства 28 июня отметила, что России необходимо нарастить собственный выпуск рефрижераторов для перевозки рыбы, чтобы россияне в полном объеме были обеспечены качественной рыбной продукцией.
По словам спикера верхней палаты парламента, из-за дефицита рефрижераторных контейнеров рыбы на прилавках недостаточно.
«Внутрироссийские перевозки с Дальнего Востока в ЦФО и обратно как были, так и есть, самодостаточны. Рынок не оголился, можно сказать, ни на сколько. Имеющегося парка контейнеров внутри России, российских операторов, достаточно для обеспечения этого спроса в среднем по году», — заявил президент АСОРПС Михаил Синёв.
Улучшить работу существующего парка также поможет обнуление или значимое сокращение железнодорожного тарифа на подсыл и регулировку порожних рефрижераторных контейнеров и рефрижераторных вагонов. Это позволит ситуативно перемещать избыточный парк из мест накопления к местам погрузки. Благодаря этой мере рынок сам сбалансирует парк контейнеров и вагонов, когда это будет необходимо. Сейчас порожняя регулировка редко используется операторами ввиду дороговизны порожнего ж.д. тарифа, добавляет Синёв.
Президент АСОРПС отметил, что на рынке уже сейчас есть разные компании, которые занимаются разработкой и внедрением в эксплуатацию отечественных рефрижераторных контейнеров.
«Так, например, АО «Омсктрансмаш» (Уралвагонзавод) произвел шесть контейнеров, опытную эксплуатацию которых провели члены Ассоциации. Донской механический завод (ДМЗ) помимо стандартных рефрижераторных контейнеров с централизованным энергоснабжением производит автономные рефрижераторные контейнеры и дизель-генераторные контейнеры сопровождения. Это все рефконтейнеры разной степени локализации и в разной степени откатаны в реальных условиях», — рассказал Синёв.
Однако, по его словам, неправильно было бы все время говорить о производстве только рефрижераторных контейнеров. Не менее актуальным является вопрос развития отечественных рефрижераторных вагонов. Так, компания «РусРеф» выпустила и сейчас проводит опытно-коммерческую эксплуатацию своих восьми автономных рефрижераторных вагонов. Помимо этого, ТОО «Cool Infinity» сделала два автономных рефрижераторных вагона модели 16-1881, которые проходят подконтрольную эксплуатацию на территории России. Серийное производство планируется начать ближе к осени 2022 г.
По мнению Синёва, чтобы производство вагонов и контейнеров приобрело по-настоящему серийный масштаб, необходимы инвестиции со стороны государства, а также принятие законопроекта о непрерывной холодильной цепи (НХЦ), который решит все имеющиеся проблемы при транспортировке скоропортящегося груза.
«Если говорить в целом о вопросе оборота пищевых грузов и перевозке рыбы, то здесь надо учитывать все звенья, участвующие в НХЦ, что как раз и соблюдено в нашем законопроекте. Сейчас основной проблемой при хранении и транспортировке скоропорта являются нарушения температурного режима, что приводит к неконтролируемому ухудшению его качества и большим физическим потерям пищевых продуктов», — заметил эксперт.
Для предотвращения порчи скоропортящегося груза и гармонизации отрасли АСОРПС совместно с Россоюзхолодпромом разработала проект закона о непрерывной холодильной цепи, который уже написан в нулевой редакции. Авторы законопроекта предлагают ввести и законодательно зафиксировать единые требования и стандарты в части перевозки скоропорта и термочувствительных грузов для всех видов транспорта, а также создать механизм реагирования на случай сбоев.
«Данный законопроект — это комплексное решение, которое уже на первом этапе после его принятия сможет снизить продовольственные потери и обеспечить россиян полезной и качественной продукцией», — резюмировал Синёв.